Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации, в силу целого ряда причин, отмечается тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Данные всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (из них 3% детей с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками).
Право на образование принадлежит всем детям, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам, независимо от причин инвалидности. Обеспечение для детей указанной категории равных возможностей и равных прав, в первую очередь, означает возможность находиться рядом с обычными сверстниками, возможность получить качественное образование. На современном этапе развития системы образования Российской Федерации одной из основных является задача создания условий для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его психическими и физическими особенностями и возможностями.
Инклюзивное образование является сегодня приоритетным направлением развития системы образования в России. Приняты новые законодательные акты (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ), в связи с чем, в образовательное пространство вводится понятие «инклюзивное образование», под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В свою очередь, понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определено законом как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Создание в дошкольной или школьной образовательной организации необходимых условий обеспечивает детям с ОВЗ получение качественного образования без дискриминации. На сегодняшний день в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику, создаются специальные условия для обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками. При этом для детей с ОВЗ так же организуется и осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что инклюзивные тенденции касаются и организации логопедической службы в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно- логопедическую помощь в условиях общеразвивающей ДОО. Качество работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений. При этом поиск эффективных способов взаимодействия становится все более значимой проблемой. Именно логопедический пункт в детском саду является примером инклюзивного образования воспитанников с ОВЗ, поскольку при этой форме логопедической помощи дети значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.
Проблема исследования заключается в том, что перед отечественной системой образования, особенно остро стоит вопрос реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций. Внедренный в практику Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), регламентирует создание необходимых условий для диагностики, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, а также оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов, способов общения и условий. Данные условия должны в максимальной степени способствовать получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. При этом в образовательной организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов, оказывающих детям необходимую помощь.
Степень разработанности проблемы: процесс организации и осуществления инклюзивного образования в Российской Федерации теоретически обоснован следующими учеными: С. В. Алехина, М. С. Артемьева, Д. З. Ахметова, Т. В. Волосовец, Д. В. Зайцев, Е. Н. Кутепова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, З. Г. Нигматов, Ф. Л. Ратнер, Е. А. Стребелева, А. Ю. Юсупова, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицына.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ рассматривались такими учеными как: Ю. А. Афонькина, И. М. Бондаренко, А. М. Ковешникова, О. Н. Одинаева, Н. Я. Семаго, И. И. Усанова, О. В. Филатова.
В трудах авторов Л. С. Вакуленко, О. А. Денисовой, В. В. Морозовой, О. Е. Потаповой, О. А. Степановой исследуется проблема организации и специфики работы учителя-логопеда в инклюзивной образовательной организации.
Объект исследования: деятельность учителя-логопеда в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной дошкольной организации.
Предмет исследования: организация работы учителя-логопеда в условиях инклюзивной дошкольной практики.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить организацию и содержание работы учителя-логопеда по сопровождению воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивной дошкольной практики.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать современную учебную, учебно- методическую, научную литературу и нормативно-правовую базу, касающуюся проблемы исследования;
изучить и проанализировать состояние организации психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной дошкольной организации;
экспериментально изучить эффективность взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательных отношений в общеобразовательной дошкольной организации, реализующей инклюзивную практику;
составить методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в условиях инклюзивной дошкольной практики.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и учебно- методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «¬¬-_________________________________». Исследованием было охвачено 50 участников образовательного процесса: 17 воспитанников, 16 педагогов, 17 родителей (законных представителей).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Структура образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Проблема воспитания и обучения дошкольников младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в наше время очень актуальна. Процент детей с ОВЗ в составе детского населения страны увеличивается и, следовательно, на этот запрос общества должна реагировать и вся система образования.
Начиная с 90-х годов, в Российской Федерации формируется новая система образования детей с ОВЗ. Изменения политики в области образования нашли свое отражение в нормативных документах, как государственного масштаба, так и регионального. Современные концепции модернизации российского образования установили приоритеты специальной педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ОВЗ [17]. Приоритетным является изменение общественного сознания и отношения к указанной категории детей, а также изменение парадигмы специального образования. Таким образом, концепция социальной полезности сменяется концепцией самоактуализации и саморазвития детей с ОВЗ [8].
Создание образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования для всех детей с ОВЗ и детей-инвалидов является основной задачей в реализации их права на образование. Данная задача рассматривалась предшествующим министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко на заседании президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Решение этой задачи предполагается в реализации обучения детей с ОВЗ, как в обычных образовательных учреждениях, так и в специальных школах и интернатах. Начатые А. А. Фурсенко преобразования, касающиеся детей-инвалидов и детей с ОВЗ, поддерживал и Д. А. Ливанов. Им было отмечено, что новый Закон об образовании, который вступает в силу 1 сентября 2013 года, впервые гарантирует каждому ребенку, в том числе детям-инвалидам, полноценное образование. По мнению Д. А. Ливанова, у каждого ребенка есть возможность добиться значительного успеха в жизни [38].
С сентября 2013 г. в российскую образовательную практику вошло новое понятие – «инклюзивное образование», закрепленное Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В настоящее время ученые рассматривают инклюзивную форму образования как более современную модель. Такая форма обучения и воспитания является принципиально новой, где педагоги и обучающиеся преследуют общую цель
– доступное и качественное образование для всех без исключения детей. Таким образом, понятие «инклюзивное образование» сложилось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все обучающиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и особенностей [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизова, Д. Б. Взаимодействие специалистов при организации образовательного процесса в детском саду, реализующем инклюзивную практику [Текст] / Д. Б. Азизова, О. Г. Найяр // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. − М. : МГППУ, 2013. – С. 344-349
2. Алехина, С. В. Создание и апробация модели психолого- педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст] : методическое пособие / С. В. Алехина, М. М. Семаго. − М. : МГППУ, 2012. − 156 с.
3. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 5-16.
4. Антипова, Ж. В. Условия включения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольное общеобразовательное учреждение [Текст] / Ж. В. Антипова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.
– 356 с.
5. Бабаева, А. В. Инклюзивное образование как механизм разрешения проблемы социальной дезинтеграции [Текст] / А. В. Бабаева, Н. В. Шмелева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
– С. 110-118.
6. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] : научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. – М. : МГППУ, 2006. – 96 с.
7. Богинская, Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход [Текст] / Ю. В. Богинская // Гуманитарные науки. – 2015. – №4. – С. 47-53.
8. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика [Текст] / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. ; Владимир : Транзит-ИКС, 2009. – 145 с.
9. Вакуленко, Л. С. Дошкольная логопедическая служба в свете инклюзивного обучения [Текст] / Л. С. Вакуленко // Логопед. – 2011. – №4. – С. 11-18.
10. Вакуленко, Л. С. Организация работы дошкольного логопедического пункта [Текст] : методическое пособие / под. ред. Л. С. Вакуленко. – СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 176 с.
11. Ведихова, Д. С. Развитие инклюзивного образования в России [Текст] / Д. С. Ведихова // Известия ДГПУ. – № 2. – 2011. – С. 44-49.
12. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 144 с.
13. Волосовец, Т. В. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении [Текст] : методические рекомендации / под. ред. Т. В. Воловец, Е.Н. Кутеповой. – М. : РУДН, 2010. – 30 с.
14. Гулидов, П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений [Текст] / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. – № 7. – С. 42-45.
15. Денисова, О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида [Текст] / под. ред. О. А. Денисовой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
16. Калмыкова, Е. А. Инклюзивный подход к развитию дошкольников с ОВЗ [Текст] / Е. А. Калмыкова, А. Г. Миронова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 9-8. – С. 62-65.
17. Королева, И. А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / И. А. Королева, О. Ю. Зябкина. // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 435-444.
18. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст] : учеб. пособ. для студентов пед. вузов. / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
19. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. – № 6. – С. 3-9.
20. Маркова, Н. Ф. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. Ф. Маркова // Специальное образование. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 193-197.
21. Медникова, Л. С. Инклюзивный подход в современном российском образовательном пространстве: история, проблемы и перспективы [Текст] / Л. С. Медникова, М. А. Пономарева // Социокультурная интеграция и специальное образование. – М., 2015. – С. 72-80.
22. Микляева, Н. В. Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации [Текст] / под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
23. Морозова, В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций [Текст] / В. В. Морозова. – СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2014. – 96 с.
24. Наумов, А. А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 147 с.
25. Одинаева, О. Н. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О. Н. Одинаева, Л. Г. Тепаева // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 5. – С. 103-104.
26. Олтаржевская, Л. Е. Теория и практика формирования адаптивно- воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. Е. Олтаржевская. – М. : МГПУ, 2012. – 130 с.
27. Потапова, О. Е. Инклюзивные практики в детском саду [Текст] :
методические рекомендации / О. Е. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
.
28. Прочухаева, М. М. Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду [Текст] / М. М. Почухаева, Е. В. Самсонова. – М. : Школьная книга, 2010. – 240 с.
29. Савинова, Е. А. Инклюзивное образование как современный подход к обучению детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е. А. Савинова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 91-95.
30. Семаго, Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов [Текст] / Н. Я. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
31. Сиротюк, А. С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде.
Методика, диагностика [Текст] / А. С. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2014. –
128 с.
32. Смирнова, С. А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях [Текст] / С. А. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 7. – С. 183-189.
33. Харавина, Л. Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя [Текст] / Л.Н. Харавина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4. – С.214-219.